Массовая литература
Вероника Ушакова, Наталия Шаталова

Массовая культура – это сложный социальный феномен XX века, представляющий собой особый тип производства и потребления культурных ценностей, характерный для массового общества. Антиподом массовой культуры является элитарная культура.
Массовая культура производит продукты, легко доступные духовно и материально самым широким слоям населения, так называемому обычному человеку, человеку массы.
Высокая литература – средство духовного развития и просвещения народа, а массовая должна развлекать.

Массовая литература — это совокупность популярных произведений, которые рассчитаны на читателя, не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, невзыскательного, не обладающего развитым вкусом, который ищет в печатной продукции главным образом развлечения.
Признаки массовой литературы
• быстро создаются;
• низкая производственная себестоимость.
• адресность, ясность сообщаемой информации для конкретной аудитории;
• способность доставлять удовольствие;
• наличие ясных ответов на проблемные вопросы, подтверждение расхожих мнений, установка на эффект удовольствия от воспроизведения мифологем, отвечающим читательским вкусам, а также явным и — особенно — тайным амбициям читателя.
ПОПУЛЯРНОСТЬ
Популярность той или иной книги закрепилась в широко распространенном термине «бестселлер»
best seller — наилучшим образом продающийся, лидер продаж.
fast seller — очень быстрым образом продающийся, приносящий скорую прибыль.

В «массовом» отношении к информации, культуре или — уже — литературе решающим оказывается рыночное умонастроение, трактующее искусство (науку, религию, политику) как предмет потребления, подчиненный экономическим соображениям, а не внутренней логике содержания.

Популярный автор массовой литературы всегда является в известной степени заложником своего писательского образа.
ПРОСТОТА И БАНАЛЬНОСТЬ
Большинство стандартных ситуаций, в которые попадают герои популярной литературы, ничем не отличаются от подобных ситуаций в произведениях литературы высокой: это конфликты между потребностью в счастье и отречением, между свободой воли и предопределением, между протестом против власти и подчинением ей, между долгом, лояльностью и личной симпатией, как, впрочем, и конфликты между полами и установленными в обществе половыми ролями. Но эти конфликты затрагиваются и разрешаются иначе — при помощи парадигмы примирения и гармонии, требующей завершения произведения в духе поэтической справедливости. Все проблемы получат свое разрешение: непонятное будет объяснено, необычное банализировано, при этом будет поставлено под вопрос высокомерие власть имущих.

Как и литература «высокая», массовая литература создает представления о человеке и обществе, быте, истории, культуре.

«Высокое» искусство в известной степени непредсказуемо и призвано разрушать стереотипы, массовая литература основана на стереотипах сознания.

Массовая литература несет комплекс социокультурных ценностей, соответствующих уровню потребностей и вкусу массового потребителя.
СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВАЯ ЖЕСТКОСТЬ
Компенсаторность искусства неизменно приобретает в массовой литературе характер утешения и поддержки.

Массовая литература вполне авторитарна, поскольку жестко подводит читателя к определенным выводам и настаивает на их единственной правильности.

Массовая литература создается заведомо клишированным способом, авторское начало в ней «уничтожается в самом процессе производства»

Существует концепция, трактующая принятые в массовой литературе содержательные формы как исковерканное (редуцированное, упрощенное) «высокое».
СТЕРЕОТИПНЫЙ, НЕЛИТЕРАТУРНЫЙ, ОБЫДЕННЫЙ ЯЗЫК.
Массовая литература нацелена на упрощенный контакт с читателем. Именно поэтому авторы текстов целенаправленно используют готовые речемыслительные формулы (стереотипы, клише), обеспечивающие быстрое восприятие содержания произведения.
Есть три признака, которые характеризуют язык массовой литературы.
Первый признак включает все, что может быть охарактеризовано как утратившее интерес, психологическую и эстетическую ценность по причине частого повторения.
Второй признак включает все, что может быть оценено как неприличное, не соответствующее культурным нормам, правилам.
Третий признак включает все, что может быть оценено как отторгаемое принципами морали. Таким образом, пошлое вмещает в себя банальное, неприличное, безнравственное.

Массовая литература при всем разнообразии форм своего проявления отличается несколькими универсальными чертами, которые неизменно выступают в своей совокупности:

• она популярна, то есть имеет коммерческий спрос; распространяется в широких слоях общества, оказывает существенное воздействие на мироощущение читателей;
• она демонстративно тривиальна, то есть содержательно основана на распространении неких «общих мест», стереотипов, важных в системе ценностных предпочтений общества в определенный конкретно исторический период;
• она жестко структурирована, то есть организована в соответствии с каноном, основанным на наиболее успешных образцах предшественниках. Отличительными особенностями массовой литературы оказываются предельная приближенность к элементарным потребностям человека, ориентированность на природную чувственность, строгая подчиненность социальным потребностям, упрощенность в производстве качественного (отвечающего потребностям конкретной социальной группы) продукта потребления.
Жанры массовой литературы
ДЕТЕКТИВ

Детектив — жанр литературы, основанный на описании истории совершения и разоблачения преступления, выявления преступника.


Жанр характеризуется:

• повторяющиеся вербальные сопроводители образа персонажа, способствующие узнаванию персонажа и в то же время создающие впечатление многоплановости, схематичности данного образа;


• переходящая в штампованность вербальная однотипность внешней характеристики разных персонажей;


• стереотипный отбор и стандартная сочетаемость характеризующих прилагательных;


• ориентированные на массовое обыденное сознание расхожие вербальные стереотипы и цепочки хода мысли;


• корпоративные профессиональные стереотипы.

ИРОНИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ
Иронический детектив — литературный поджанр, разновидность детектива, в котором повествование о криминальном расследовании ведётся с юмористической точки зрения.
РОМАН-БОЕВИК
Боевик — вид авантюрно-приключенческого романа, где главным оказывается изображение энергичного действия подчеркнуто агрессивного характера, с чем и связано название жанра.

Жанр характеризуется:
  • Много действия: герои не стоят на месте, даже оказавшись на развилке главной дороги, и постоянно передвигаются – по улицам города, из города в город, из страны в страну.
  • Наличие положительного главного героя, который всех спасает. Герой незауряден, обучен воевать, часто оказывается в гуще событий совершенно случайно и при этом всегда выживает.
  • Наличие антагониста – отрицательного героя, которому противостоит герой положительный. Антагонист, как правило, весьма влиятелен, богат, умён.
  • Описание драк, боев, ловушек для героя, различного оружия и военных технологий составляет большую часть книги.
  • Огромное количество убийств и море крови с описанием травм, ушибов, пыток
ФАНТАСТИКА
Фэнтези — жанр, основанный на иррациональном фантастическом допущении существования неких особых миров, где могут существовать добрые и злые волшебники, мифологические существа и т.п.

Фантастика рассказывает о том, что находится за гранью реальности, и строится на фантастическом допущении.
ИСТОРИКО-АВАНТЮРНЫЙ РОМАН
Жанр, сформировавшийся в середине XIX века на волне романтизма и неоромантизма с характерным для них стремлением бежать от повседневности в мир экзотики и героизма. В более широком смысле можно говорить о существовании особого авантюрного жанра, или приключенческой литературы, которую отличают четкое деление персонажей на героев и злодеев.

Характерно для жанра:
• условность исторического фона;
• напряженность интриги;
• наличие анахронизмов;
• занимательность;
• сюжетообразующий характер мотивов преследования, борьбы с врагом, похищения и др.;
• одноплановость и схематичность образов;
• использование штампов и клише.

ПОПУЛЯРНАЯ ПЕСНЯ
Песня — форма словесно-музыкального искусства. В создании песни принимают участие автор текста и автор музыки. Если песня предназначена для отдельного исполнителя и получает широкую популярность, применяют выражение «популярная песня».

Автором этого жанра целенаправленно разрабатывается поэтика общих мест, имеющая разные проявления:
• выбор общеязыковых средств обозначения эмоций в ка честве ключевых слов текстов о любви;
• использование романтического контекста как орнаментального средства изображения чувств;
• простой узнаваемый лирический сюжет;
• разграничение событийного (время любви) и несобытийного (жизнь без любви) времени; темпоральный схематизм
• формульность (поэтические формулы; песенные, в том числе фольклорные песенные формулы);
• общеязыковые устойчивые единицы: фразеологизмы, пословицы, поговорки; обиходные речевые стереотипы.

ДАМСКИЙ РОМАН
Дамским (женским, розовым, lovestory) обычно называют любовный роман, посвященный открыто мелодраматическому изображению истории любовных взаимоотношений героя и героини.

Шаблонность, формальность, штампованная образность — яркие приметы дамского романа как текста массовой литературы.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website